Содержание:
- Каким бывает моторное масло
- Виды вязкости масел
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Классификация моторных масел по ACEA
- Классификация моторных масел по ГОСТ
- Можно ли смешивать разные моторные масла
- высокий показатель вязкости, что обеспечивает стабильность характеристик продукта при различной температуре и в разных условиях работы;
- застывание при низкой температуре, что обусловлено практически полным отсутствием парафинов, которые могли бы кристаллизоваться при охлаждении, значит, здесь нет риска закупоривания маслопровода;
- низкий показатель испаряемости — обеспечивает высокую эффективность использования и снижает расходы на доливку ГСМ;
- пониженный коэффициент трения за счет создания на металлических поверхностях защитной пленки — это уменьшает нагрев и улучшает скольжение.
- более низкая вязкость по сравнению с минеральными маслами;
- высокая стабильность состава;
- эффективное предотвращение появления отложений на поверхности металлических деталей.
- Повышающие показатель вязкости масла (их также называют загущающими). Благодаря этому состав может хорошо работать в широком температурном диапазоне.
- Антиокислительные. Это некоторые соединения-ингибиторы, которые замедляют естественные процессы окисления смазки при контакте с воздухом (из-за содержания в нем кислорода), металлическими поверхностями и т.д.
- Антикоррозионные. Они замедляют окислительные процессы, образуя на металлических деталях тонкую, но стабильную защитную пленку. Применение масла с такими присадками нейтрализует кислоты, образующиеся в процессе эксплуатации системы.
- Моющие присадки отвечают за защиту двигателя от образования нагара, который мог бы ухудшить его работу.
- Диспергирующие присадки обладают растворяющей способностью, что позволяет избавляться от отложений в двигателе, образующихся при высоких температурах.
- Противоизносные- для снижения трения в высоконагруженных узлах двигателя и препятствующие контакту металл-металл.
- Нельзя снижать качество масла, доливая минеральное в синтетическое или полусинтетическое (или по аналогии полусинтетику — в синтетику). Это может привести к ухудшению окислительной стабильности масла.
- Нельзя смешивать масла разных классов, например, предназначенные для грузовиков и для легковых автомобилей.
- Рекомендуется использовать масло того же бренда, что и старый состав (или руководствоваться советами производителя по возможным заменителям).
- Если пришлось смешивать масла, то нового состава должно быть не более 15%.
Виды моторных масел
Для того, чтобы продлить срок службы автомобиля, нужно выбирать качественные моторные масла. Эти составы нужны для того, чтобы уменьшить трения между деталями — за счет этого они замедляют естественный износ. Также смазка позволяет предотвратить коррозионное разрушение металла. От того, как часто будет производится ее замена, напрямую зависит работа двигателя и безопасность вождения в целом. Существуют различные виды моторных масел. И нужно уметь выбирать их правильно, чтобы продлить срок службы автомобильного мотора.
Каким бывает моторное масло
Классифицировать эти жидкости можно по разным принципам. Чаще всего их делят на несколько групп в зависимости от химического состава. Виды и классификации моторного масла можно дополнить также используемыми в международной практике системами.
Синтетические масла
Эти продукты считаются наиболее качественными. Они основаны на синтезированных углеводородах, к которым добавляют различные присадки, что позволяет получать смазочные составы с заданными характеристиками. В составе таких продуктов присадки могут занимать 15-20%. Преимущества синтетических масел:
К числу таких масел относится, например, марка KATANA MAKURI A3/B4 5W-40 — полностью синтетический продукт, обеспечивающий надежную работу двигателя даже в зимние месяцы.
Минеральные масла
Некоторые автомобилисты интересуются, какой вид автомобильного моторного масла существует на протяжении всей истории это отрасли. Это минеральное масло, с самого начала такие продукты получали путем перегонки нефти с ее дальнейшей очисткой. Однако раньше технологии не позволяли сделать их достаточно стабильными, с высокой температурной стойкостью. Это требовало частой замены ГСМ.
Сейчас технологии усовершенствованы, в минеральные жидкости также добавляют присадки, которые позволяют улучшить их характеристики. Однако этот вид все равно уступает по своим качествам синтетическим маслам. И присадки в его составе быстрее расходуются на нейтрализации соединений, образующихся при окислении минерального базового масла. Но зато и стоимость у него ниже.
Полусинтетические масла
Существуют комбинированные варианты. Эти продукты представляют собой смесь минеральных и синтетических компонентов. Новые технологии позволили создать жидкость, которая обладает преимуществами обоих разновидностей масла. В полусинтетических маслах присадки также есть, но расходуются они не так быстро как в минеральных маслах. Его основные особенности:
Но при этом из-за меньшей вязкости расход такого масла будет выше по сравнению с ГСМ из других категорий.
В качестве примера можно привести марку KATANA MAKURI A3/B4 10W-40. Это полусинтетическое масло с большим количеством присадок, которое обеспечивает длительную надежную работу двигателя.
Какие присадки существуют
Производители выпускают разные виды присадок к моторным маслам:
Выбор масла — это изучение не только его основного химического состава, но и присадок, отвечающих за важные эксплуатационные характеристики.
Виды вязкости масел
Виды вязкости моторных масел по-разному определяются в мировой практике. Проблема их стандартизации появилась практически на заре автомобилестроения. В 1911 году была создана организация автомобильных инженеров SAE, которая и создала классификацию масел по классу вязкости. Сегодня он определяется по стандарту SAE J300 с учетом рекомендаций производителя автомобиля, а подбирается конкретный продукт в зависимости от режима и условий работы.
Основные группы масел по этой классификации и их маркировка указаны в таблице.
Сезонность | Свойства | Маркировка |
---|---|---|
Зимние | Низкая вязкость, могут применяться при отрицательных температурах | Маркируются буквой W, например, SAE W0, SAE 15W и т.д., где цифры отвечают за низкотемпературные свойства масла-прокачиваемость и проворачиваемость. Чем ниже цифра- тем ниже вязкость масла при отрицательных температурах и легче пуск двигателя |
Летние | Высокая вязкость, могут использоваться в жаркую погоду | Не имеют специальной буквенной маркировки, например, SAE 20 или SAE 60. Чем выше цифра, тем гуще масло при рабочих температурах и тем ниже износ двигателя |
Всесезонные | Удовлетворяют одновременно двум критериям, то есть могут работать при низкой и высокой температуре | Для них используется двойное числовое значение, и температуры, и вязкости, например, SAE 15W-40 |
Эксплуатационный класс — не то же самое, что класс вязкости. Он определяет качество масла в целом. Соответствующие классификации разработали API (но она в основном касается американских производителей), ILSAC, ACEA, а в России действует ГОСТ.
Классификация моторных масел по ILSAC
Существует несколько систем стандартизации, одной из них является ILSAC. Это международная организация, но созданная ею классификация в настоящее время применяется в основном для японских автомобилей. Все масла с маркировкой ILSAC являются всесезонными.
Класс | Аналог по API | Свойства |
---|---|---|
GF-1, считается устаревшей | SH | Всесезонные, могут работать при температуре до —10 градусов |
GF-2, также является устаревшей | SJ | Всесезонные, работают при температуре до —20 градусов |
GF-3 | SL | Хорошие антиокислительные свойства, высокая износостойкость, низкая испаряемость |
GF-4 | SM | Повышенная устойчивость к окислению, соответствие всесезонным маслам SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30 |
GF-5 | SN | Те же классы вязкости, что и у предыдущего класса, но более высокие показатели энергосбережения |
GF-6 | SP | Дополнительные требованию по LSPI (преждевременного воспламенения топливной смеси при сжатии) в малообъемных турбированных двигателях |
В этой классификации особый упор делается на экологичность.
Классификация моторных масел по ACEA
Эта классификация была разработана организацией европейских автопроизводителей. По этой классификации все масла делятся на несколько классов.
Предназначение масла | Категории | Применение |
---|---|---|
Для бензиновых и легковых дизельных двигателей | A3/B4 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском |
A5/B5 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости | |
A7/B7 | Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта | |
Для бензиновых и дизельных установок, при условии, что они оснащены нейтрализаторами отработанных газов | С2 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости (не менее 2.9 сП) |
С3 | Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С4 | Устойчивые к деструкции масла с низким уровнем сульфатной золы Low SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском | |
С5 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) | |
С6 | Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта в бензиновых двигателях и защитой турбины от отложений в дизельных двигателях | |
Для высоконагруженных дизельных двигателей | E4 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 с EGR системами, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для части двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
E6 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 с EGR системами, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E7 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 и большинства EGR системам, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации | |
E9 | Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 и большинства EGR системам, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации |
В этой классификации указывают не только класс моторного масла, но также год, когда оно было введено в действие. Производители отображают номер издания, чтобы дать информацию о технических требованиях.
Классификация моторных масел по ГОСТ
Все российские моторные масла должны проходить сертификацию для подтверждения соответствия ГОСТ 17479.1-85. В этом нормативном документе используется классификация по кинематической вязкости и эксплуатационному классу. Все масла делятся на три группы — летние, зимние и всесезонные. Для маркировки используются цифры. Летние масла обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12 и т.д., зимние — цифрами 3, 4, 5 и 6. Для всесезонных масел используется двойная числовая маркировка, где первая цифра соответствует одному из зимних классов, а вторая — летнему.
Также масла разделяют на группы в зависимости от сферы применения, обозначения идут от А до Е.
Можно ли смешивать разные моторные масла
Бывают ситуации, когда приходится смешивать разные виды моторных масел для автомобилей. Это можно делать только с соблюдением определенных правил:
Если вы не уверены в качестве масла, которое использовали для смешивания, рекомендуется снизить нагрузки на двигатель и ездить на небольшой скорости. Вообще, если пришлось смешивать масла, лучше при первой же возможности слить их остаток, потому что полностью однородным новый состав все равно не получится.