Назад
Заказать консультацию
технолога
Дайте согласие на обработку персональных данных.
Виды моторных масел
| 05-03-2022
Для того, чтобы продлить срок службы автомобиля, нужно выбирать качественные моторные масла. Эти составы нужны для того, чтобы уменьшить трения между деталями — за счет этого они замедляют естественный износ.

Содержание:

  1. Каким бывает моторное масло
  2. Виды вязкости масел
  3. Классификация моторных масел по ILSAC
  4. Классификация моторных масел по ACEA
  5. Классификация моторных масел по ГОСТ
  6. Можно ли смешивать разные моторные масла
  7. Виды моторных масел

    Для того, чтобы продлить срок службы автомобиля, нужно выбирать качественные моторные масла. Эти составы нужны для того, чтобы уменьшить трения между деталями — за счет этого они замедляют естественный износ. Также смазка позволяет предотвратить коррозионное разрушение металла. От того, как часто будет производится ее замена, напрямую зависит работа двигателя и безопасность вождения в целом. Существуют различные виды моторных масел. И нужно уметь выбирать их правильно, чтобы продлить срок службы автомобильного мотора.

    Каким бывает моторное масло

    Классифицировать эти жидкости можно по разным принципам. Чаще всего их делят на несколько групп в зависимости от химического состава. Виды и классификации моторного масла можно дополнить также используемыми в международной практике системами.

    Синтетические масла

    Эти продукты считаются наиболее качественными. Они основаны на синтезированных углеводородах, к которым добавляют различные присадки, что позволяет получать смазочные составы с заданными характеристиками. В составе таких продуктов присадки могут занимать 15-20%. Преимущества синтетических масел:

    • высокий показатель вязкости, что обеспечивает стабильность характеристик продукта при различной температуре и в разных условиях работы;
    • застывание при низкой температуре, что обусловлено практически полным отсутствием парафинов, которые могли бы кристаллизоваться при охлаждении, значит, здесь нет риска закупоривания маслопровода;
    • низкий показатель испаряемости — обеспечивает высокую эффективность использования и снижает расходы на доливку ГСМ;
    • пониженный коэффициент трения за счет создания на металлических поверхностях защитной пленки — это уменьшает нагрев и улучшает скольжение.

    К числу таких масел относится, например, марка KATANA MAKURI A3/B4 5W-40 — полностью синтетический продукт, обеспечивающий надежную работу двигателя даже в зимние месяцы.

    Минеральные масла

    Некоторые автомобилисты интересуются, какой вид автомобильного моторного масла существует на протяжении всей истории это отрасли. Это минеральное масло, с самого начала такие продукты получали путем перегонки нефти с ее дальнейшей очисткой. Однако раньше технологии не позволяли сделать их достаточно стабильными, с высокой температурной стойкостью. Это требовало частой замены ГСМ.

    Сейчас технологии усовершенствованы, в минеральные жидкости также добавляют присадки, которые позволяют улучшить их характеристики. Однако этот вид все равно уступает по своим качествам синтетическим маслам. И присадки в его составе быстрее расходуются на нейтрализации соединений, образующихся при окислении минерального базового масла. Но зато и стоимость у него ниже.

    Полусинтетические масла

    Существуют комбинированные варианты. Эти продукты представляют собой смесь минеральных и синтетических компонентов. Новые технологии позволили создать жидкость, которая обладает преимуществами обоих разновидностей масла. В полусинтетических маслах присадки также есть, но расходуются они не так быстро как в минеральных маслах. Его основные особенности:

    • более низкая вязкость по сравнению с минеральными маслами;
    • высокая стабильность состава;
    • эффективное предотвращение появления отложений на поверхности металлических деталей.

    Но при этом из-за меньшей вязкости расход такого масла будет выше по сравнению с ГСМ из других категорий.

    В качестве примера можно привести марку KATANA MAKURI A3/B4 10W-40. Это полусинтетическое масло с большим количеством присадок, которое обеспечивает длительную надежную работу двигателя.

    Какие присадки существуют

    Производители выпускают разные виды присадок к моторным маслам:

    1. Повышающие показатель вязкости масла (их также называют загущающими). Благодаря этому состав может хорошо работать в широком температурном диапазоне.
    2. Антиокислительные. Это некоторые соединения-ингибиторы, которые замедляют естественные процессы окисления смазки при контакте с воздухом (из-за содержания в нем кислорода), металлическими поверхностями и т.д.
    3. Антикоррозионные. Они замедляют окислительные процессы, образуя на металлических деталях тонкую, но стабильную защитную пленку. Применение масла с такими присадками нейтрализует кислоты, образующиеся в процессе эксплуатации системы.
    4. Моющие присадки отвечают за защиту двигателя от образования нагара, который мог бы ухудшить его работу.
    5. Диспергирующие присадки обладают растворяющей способностью, что позволяет избавляться от отложений в двигателе, образующихся при высоких температурах.
    6. Противоизносные- для снижения трения в высоконагруженных узлах двигателя и препятствующие контакту металл-металл.

    Выбор масла — это изучение не только его основного химического состава, но и присадок, отвечающих за важные эксплуатационные характеристики.

    Виды вязкости масел

    Виды вязкости моторных масел по-разному определяются в мировой практике. Проблема их стандартизации появилась практически на заре автомобилестроения. В 1911 году была создана организация автомобильных инженеров SAE, которая и создала классификацию масел по классу вязкости. Сегодня он определяется по стандарту SAE J300 с учетом рекомендаций производителя автомобиля, а подбирается конкретный продукт в зависимости от режима и условий работы.

    Основные группы масел по этой классификации и их маркировка указаны в таблице.

    Сезонность Свойства Маркировка
    Зимние Низкая вязкость, могут применяться при отрицательных температурах Маркируются буквой W, например, SAE W0, SAE 15W и т.д., где цифры отвечают за низкотемпературные свойства масла-прокачиваемость и проворачиваемость. Чем ниже цифра- тем ниже вязкость масла при отрицательных температурах и легче пуск двигателя
    Летние Высокая вязкость, могут использоваться в жаркую погоду Не имеют специальной буквенной маркировки, например, SAE 20 или SAE 60. Чем выше цифра, тем гуще масло при рабочих температурах и тем ниже износ двигателя
    Всесезонные Удовлетворяют одновременно двум критериям, то есть могут работать при низкой и высокой температуре Для них используется двойное числовое значение, и температуры, и вязкости, например, SAE 15W-40

    Эксплуатационный класс — не то же самое, что класс вязкости. Он определяет качество масла в целом. Соответствующие классификации разработали API (но она в основном касается американских производителей), ILSAC, ACEA, а в России действует ГОСТ.

    Классификация моторных масел по ILSAC

    Существует несколько систем стандартизации, одной из них является ILSAC. Это международная организация, но созданная ею классификация в настоящее время применяется в основном для японских автомобилей. Все масла с маркировкой ILSAC являются всесезонными.

    Класс Аналог по API Свойства
    GF-1, считается устаревшей SH Всесезонные, могут работать при температуре до —10 градусов
    GF-2, также является устаревшей SJ Всесезонные, работают при температуре до —20 градусов
    GF-3 SL Хорошие антиокислительные свойства, высокая износостойкость, низкая испаряемость
    GF-4 SM Повышенная устойчивость к окислению, соответствие всесезонным маслам SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30
    GF-5 SN Те же классы вязкости, что и у предыдущего класса, но более высокие показатели энергосбережения
    GF-6 SP Дополнительные требованию по LSPI (преждевременного воспламенения топливной смеси при сжатии) в малообъемных турбированных двигателях

    В этой классификации особый упор делается на экологичность.

    Классификация моторных масел по ACEA

    Эта классификация была разработана организацией европейских автопроизводителей. По этой классификации все масла делятся на несколько классов.

    Предназначение масла Категории Применение
    Для бензиновых и легковых дизельных двигателей A3/B4 Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском
    A5/B5 Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости
    A7/B7 Устойчивые к деструкции масла для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта
    Для бензиновых и дизельных установок, при условии, что они оснащены нейтрализаторами отработанных газов С2 Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с низким значением HTHS вязкости (не менее 2.9 сП)
    С3 Устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском
    С4 Устойчивые к деструкции масла с низким уровнем сульфатной золы Low SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском
    С5 Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП)
    С6 Топливосберегающие устойчивые к деструкции масла со средним уровнем сульфатной золы Mid SAPS для совместимости с устройствами нейтрализации отработавших газов. Используются для удлиненных интервалов замены в легковых и легконагруженных бензиновых и дизельных двигателях с прямым впрыском, требующих применения масел с очень низким значением HTHS вязкости (не менее 2.6 сП) с дополнительными требованиями по предотвращению LSPI эффекта в бензиновых двигателях и защитой турбины от отложений в дизельных двигателях
    Для высоконагруженных дизельных двигателей E4 Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 с EGR системами, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для части двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации
    E6 Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие превосходную чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 с EGR системами, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации
    E7 Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-5 и большинства EGR системам, не оснащенных сажевыми фильтрами DPF, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации
    E9 Устойчивые к деструкции масла, обеспечивающие высокую чистоту двигателя, защиту от износа и шлама. Используются в высоконагруженных дизельных двигателях Евро-1…Евро-6 и большинства EGR системам, оснащенных сажевыми фильтрами DPF или без них, а также для большинства двигателей с каталитическими SCR системами для длительных интервалов замены и тяжелых условий эксплуатации

    В этой классификации указывают не только класс моторного масла, но также год, когда оно было введено в действие. Производители отображают номер издания, чтобы дать информацию о технических требованиях.

    Классификация моторных масел по ГОСТ

    Все российские моторные масла должны проходить сертификацию для подтверждения соответствия ГОСТ 17479.1-85. В этом нормативном документе используется классификация по кинематической вязкости и эксплуатационному классу. Все масла делятся на три группы — летние, зимние и всесезонные. Для маркировки используются цифры. Летние масла обозначаются цифрами 6, 8, 10, 12 и т.д., зимние — цифрами 3, 4, 5 и 6. Для всесезонных масел используется двойная числовая маркировка, где первая цифра соответствует одному из зимних классов, а вторая — летнему.

    Также масла разделяют на группы в зависимости от сферы применения, обозначения идут от А до Е.

    Можно ли смешивать разные моторные масла

    Бывают ситуации, когда приходится смешивать разные виды моторных масел для автомобилей. Это можно делать только с соблюдением определенных правил:

    1. Нельзя снижать качество масла, доливая минеральное в синтетическое или полусинтетическое (или по аналогии полусинтетику — в синтетику). Это может привести к ухудшению окислительной стабильности масла.
    2. Нельзя смешивать масла разных классов, например, предназначенные для грузовиков и для легковых автомобилей.
    3. Рекомендуется использовать масло того же бренда, что и старый состав (или руководствоваться советами производителя по возможным заменителям).
    4. Если пришлось смешивать масла, то нового состава должно быть не более 15%.

    Если вы не уверены в качестве масла, которое использовали для смешивания, рекомендуется снизить нагрузки на двигатель и ездить на небольшой скорости. Вообще, если пришлось смешивать масла, лучше при первой же возможности слить их остаток, потому что полностью однородным новый состав все равно не получится.

    Поделиться

Войти
У вас нет аккаунта?
Пройдите процедуру Регистрации Это займет меньше одной минуты
Вход через соц сети:
Восстановление пароля
Регистрация
У вас уже есть аккаунт?
Тогда войдите под своим логином и паролем.
Вход через соц сети:
Обратный звонок
Восстановить
Спасибо, вам на почту придет уведомление